Роль фирменного стиля в формировании имиджа бренда.
Пожалуй, ни одно понятие в современной рекламной практике не имеет такого множества трактовок как понятие "фирменный стиль". Разные специалисты вкладывают в это понятие различные смыслы, и нам в свою очередь хотелось бы расставить все точки над «и».
Прежде всего, стоит отметить, что понятие "фирменный стиль" можно толковать в узком и широком смысле.
Под фирменным стилем в узком понимании подразумевается совокупность дизайна логотипа и оформления деловой документации, к примеру, бланка делового письма и визитной карточки. Это наиболее распространенная трактовка, которая в то же время не совсем верна на практике.
Если рассматривать фирменный стиль в широком понимании
- это использование единых принципов оформления, цветовых сочетаний и образов для всех форм и способов коммуникации бренда: в рекламе (в печати, на радио, телевидении), деловой документации (бланки, визитки, конверты), технической и других видах документации, оформлении офиса, упаковки продукции, внешнего вида сотрудников, а также, иногда, и корпоративного гимна.Понятие «фирменный стиль» стоит рассматривать как совокупность приемов (графических, цветовых, пластических, акустических, видео), которые обеспечивают единство всех коммуникаций бренда: деловой документации, рекламных материалов и т.д. Грамотно разработанный фирменный стиль компании работает как целостная многокомпонентная система, способствующая улучшению запоминаемости бренда потребителями и партнерами, а также позволяющая дифференцировать свою торговую марку от продукции конкурентов.
Фирменный стиль несет на себе много функций
– это и средство отражения индивидуальности бренда заложенной в его позиционировании, и способ формирования имиджа бренда, а также определенный "информационный носитель". Компоненты фирменного стиля присутствующие на упаковке, в рекламных сообщениях и т.д. помогают потребителю находить бренд и идентифицировать его сообщения, формируя у целевой аудитории положительное отношение к торговой марке. Но все это только в том случае, если фирменный стиль разработан корректно с токи зрения не только дизайна, но и маркетинга бренда.
Как грамотно построить работу по созданию фирменного стиля?
Строго говоря, создание фирменного стиля начинается уже на этапе разработки названия новой торговой марки, поскольку имя бренда само по себе - уже носитель определенного стиля. Далее следует ряд шагов, в ходе которых также формируется имидж бренда, оформляется помещение под офис, нанимаются сотрудники, которые также могут являться живыми носителями фирменного стиля и т.д. Если все эти процессы происходят стихийно, то в конечном итоге складывается бессистемный набор элементов, плохой фирменный стиль, вернее его отсутствие.
Грамотная работа по созданию фирменного стиля начинается с разработки логотипа четко и лаконично отражающего концепцию позиционирования бренда, который затем также как и название регистрируется в Федеральном Институте Промышленной Собственности.Логотип или товарный знак - это исходная точка для разработки всех элементов фирменного стиля. Только после разработки логотипа можно приступать к верстке деловой документации, разработке рекламных макетов, сайта и т.д., поскольку именно логотип служит стилеобразующей константой фирменного стиля.
Еще одним мощным средством персонализации и дифференциации торговой марки от конкурентов, которому необходимо уделить большое внимание при разработке бренда является цвет или color code. Цвет играет большую роль как в построении собственно знака или логотипа, так и в создании системы фирменного стиля.
Фирменный шрифт. Для оформления печатной продукции может быть выбран определенный шрифт.
Фирменный блок может включать юридическое название компании – бренд-держателя, логотип торговой марки, слоган, почтовые, банковские реквизиты, перечень товаров и услуг, рекламную информацию. В фирменный блок могут входить все перечисленные элементы или только некоторые из них. Фирменный блок удобно использовать во многих случаях: от оформления фирменных бланков до оформления упаковки продукции.
Фирменная схема верстки может включать определенную компоновку всей печатной продукции. Используемая постоянно, привычная для аудитории форма верстки рекламных объявлений намного повышает их узнаваемость и запоминаемость.
Формат изданий. На всю печатную продукцию можно распространить определенный, оригинальный формат, что также способствует лучшей узнаваемости информационно-рекламных материалов.
Но не только визуальные элементы могут являться составляющими фирменного стиля. Корпоративный слоган - слоган бренда, также является элементом фирменного стиля - квинтэссенцией сути позиционирования торговой марки.Аудиообраз - музыкальная фраза, композиция, несколько нот для голоса или музыкальных инструментов, сочетание определенных шумов, служащих как бы опознавательным знаком бренда в радио-и телероликах. По большому счету аудиообраз это фирменный знак, решенный аудиосредствами. Основная задача аудиознака - схожа с функцией логотипа - идентификация и дифференциация бренда, поэтому разработка аудиообраза бренда должна вестись в соответствии с теми же критериями, что и разработка логотипа, и подобно же логотипу, согласно закону о товарных знаках, аудиобраз подлежит регистрации в качестве такового.
Мы перечислили основные элементы фирменного стиля, но ими далеко не ограничивается список его носителей, повторимся, что любая коммуникация бренда с потребителем так или иначе служит трансляции фирменного стиля, будь то упаковка товара на прилавке или трансляция видео-ролика по телевизору.
Для увеличения эффективности при разработке фирменного стиля необходимо придерживаться определенных принципов. Во-первых, - выделить основные носители, с которых целесообразно начать разработку, с целью сформировать целостный образ, а затем (по мере необходимости) разрабатывать те или иные носители. Самое главное в поэтапном заказе или изготовлении элементов и носителей фирменного стиля – придерживаться единого образа бренда.
Как не нарушить целостность фирменного стиля бренда?
Для разработки фирменного стиля лучше пользоваться услугами одних и тех же специалистов. Этот момент крайне важен, поскольку различные агентства и даже различные специалисты в рамках одного и того же агентства, как правило, имеют различный стиль дизайна, а это может в значительной мере сказаться на разработке носителей фирменного стиля. Если все носители будут иметь разную стилистику воплощения, то невозможно будет создать гармоничную структуру фирменного стиля и целостный графический образ бренда. Именно поэтому для разработки основного набора носителей фирменного стиля, у каждой компании он может быть свой, лучше прибегать к услугам одной и той же компании, это позволит создать базовый блок элементов фирменного стиля, который в дальнейшем можно будет расширять, прибегая к услугам различных подрядчиков. Такая ситуация будет менее критичной сточки зрения разрозненности дизайна носителей, поскольку основные - базовые носители будут формировать стилевое единство, таким образом будет решена задача формирования целостного визуального образа бренда в глазах потребителей.