Огромную роль в борьбе за внимание потребителя играет форма упаковки, изготавливаемая из дизайн-проекта упаковки, разработкой которой занимается брендинговое агентство. Если ещё двадцать лет назад в отечественных магазинах преобладали стандартные обезличенные формы, то сегодня вниманию потребителя представлено всё многообразие геометрических форм, материалов, различных удобных приспособлений (упаковки с дозаторами, мерными крышками, пульверизаторами и т.д.) которые только может вообразить человек. Это в равной степени обусловлено как обострившейся борьбой за внимание и кошелёк потребителя, так и развитием упаковочного оборудования, предоставляющим разработчикам широчайший выбор инструментов для воплощения любых даже самых смелых и оригинальных дизайнерских идей.
Сегодня оригинальные упаковки можно обнаружить и в кондитерских отделах и на прилавках с кофе, чаем, молоком, йогуртами, чипсами и жевательной резинкой, - список можно продолжать до бесконечности. Очень многие производители пищевых продуктов стремятся изменить упаковку своих товаров в пользу удобства использования. Именно идея эргономичности легла в основу разработки формообразования упаковки бренда Aqua Minerale Active. Ориентация на молодежную аудиторию, ведущую активный образ жизни, была основной задачей брифа на разработку дизайн-концепции упаковки нового продукта, представленного агентству Soldis компанией Pepsico. Уникальная для сегмента питьевой воды крышка, позволяющая с легкостью на ходу открыть и закрыть бутылку, спортивная форма ПЭТ удобная во время занятий в фитнес-клубе или на утренней пробежке: суженная часть упаковки удобно ложится в руку, а скрученные линии дизайна добавляют ассоциаций с динамикой активного движения. В данном случае оригинальное формообразование, поверхность, текстура – декоративные элементы изделия, не только делают продукт привлекательнее и интереснее в глазах потребителя, обращают на себя внимание на полке магазина, они стали выражением индивидуальности бренда.
Как уже говорилось ранее, забота об удобстве потребителя становится в большинстве случаев основополагающим элементом при разработке формы упаковки, в начале 2008 года группа компаний «Талосто» выпустила на рынок блинчики «Мастерица» в инновационной упаковке с закругленными краями, концепция дизайна которой была разработана нашим агентством. Инвестиции в данный дизайн проект упаковки, который длился около 1 года, в течение которого была налажена линия производства - модернизирован картонайзер для использования новой эргономичной упаковки блинчиков из пищевого картона, составили более 25 тыс. евро. В «Талосто» считают, что новая форма коробки будет способствовать дифференциации продукта от стандартных упаковок других производителей, упростив тем самым его поиск в торговом оборудовании. Кроме того, новая упаковка удобно «ложится» в руку и не рвет пакет при транспортировке в отличие от прямоугольной коробки с острыми краями, что также должно положительным образом сказаться на приверженности потребителей продукту.
Стремление к индивидуализации бренда за счёт уникальной формы или сложной конструкции упаковки зачастую приводит к увеличению стоимости продукта. Однако оно оказывается оправданным, если речь, к примеру, идёт о подарочном наборе или выпуске ограниченной партии продукции, который приурочен к тому или иному празднику. Ведь не секрет, что люди гораздо охотнее платят за упаковку того, что предназначено для подарка, чем того, что намечено купить для себя, пусть даже цена продукта в подарочном варианте и возрастает в несколько раз. Об этом говорит история разработки бренда "Пехотная". Традиционная стеклянная бутылка в данном случае уступила место удобной и оригинальной упаковке - армейской фляжке, которую, помимо всего прочего, можно использовать вторично. Упаковка фляги стилизована под деревянный ящик, на котором изображена фляга, благодаря чему бренд хорошо виден на полке. Выход продукта на рынок совпал с юбилеем празднования победы во Второй Мировой войне, благодаря чему продукт приобрёл большую популярность в качестве оригинального сувенира.
В качестве ещё одного примера креативного подхода к разработке формы упаковки в подарочно - сувенирной категории можно назвать детский чай Playtea компании «Императорский чай». Дизайн упаковки чая – картонная коробка с изображением забавных глаз, состоящая из четырех кубиков. В трех из них лежит чай, а в четвертом — игрушка, пазл - магнит. Игра начинается с момента покупки: кубики по-разному складываются, каждый раз демонстрируя новое выражение глаз. Упаковка одновременно выполняет две функции: с одной стороны, является интересным подарком для детей, а с другой — служит рекламным носителем на полке магазина. Изготовление нестандартной упаковки не представляло трудностей для компании «Императорский чай», обладающей отлаженной производственной базой. Безусловно, усложнение конструкции привело к удорожанию ее стоимости, но в данном случае это решение было оправданным, поскольку упаковка продукта является подарочной, поэтому и рыночная стоимость чая также возрастает, таким образом затраты на производство окупаются.
Порой именно упаковка подчеркивает элитность и высокую стоимость товара. Поэтому, когда компания Kraft Foods приняла решение о том, что премиальный бренда шоколадных конфет Cote d’Or, имеющий за плечами 125-ти летнюю историю успешных продаж в Европе появится на прилавках российских магазинов, встал вопрос о разработке упаковки, которая смогла бы отразить всю уникальность данного продукта - неповторимого бельгийского шоколада. С целью подчеркнуть эксклюзивность и премиальный статус бренда была разработана упаковка, как интересным формообразованием, так и нестандартным конструкторским решением: коробка содержит несколько выдвижных лотков, в которых каждая конфета лежит отдельно, тем самым подчёркивается особая ценность продукта, акцентируется внимание потребителя на том, что перед ним высококачественный европейский шоколад.
В заключении хочется отметить, что разработка оригинальной формы упаковки - трудоемкий и затратный процесс, который занимает большое количество времени и непосредственно связан с техническими аспектами производства. К примеру, при разработке стекла необходимо учесть, как разнимаются пресс-формы, поскольку не каждый дизайн может быть технически воплощён, также нужно рассчитать расположение места под этикетку, учесть особенности поведения стекла на линии и другие нюансы. Понять насколько видение дизайнеров и конструкторов совпадает с маркетинговым видением продукта, можно воплотив изделие перед реализацией, при помощи трёхмерного моделирования и создания муляжа изделия. Разностороннее тестирование образца позволит на ранней стадии выявить недоработки и ошибки, допущенные с точки зрения технологии производства или восприятия целевой аудиторией, намного сократив возможные расходы на их исправление.
Бренд: «Старейшина». Клиент: «Alvisa».
Проект: Разработка дизайн-концепции этикета и формообразования стекла нового коньяка класса Premium «Старейшина» 12-летней выдержки, рестайлинг логоблока всей линейки, создание новой дизайн-концепции формообразования «Старейшина» 5-ти летней выдержки.
На момент принятия решения о разработке дизайн-концепции коньяка 12-летней выдержки в линейке коньяков «Старейшина» существовало уже 2 позиции (коньяки 5-ти и 7-ми летней выдержки). Расширение линейки в Премиальный сегмент требовало нового подхода к оформлению новой позиции бренда, кроме того, уже довольно давно существующий на рынке бренд требовал общего обновления визуального образа.
Задачей дизайн проекта упаковки было создать дизайн-концепцию этикета и формообразование нового коньяка класса Premium «Старейшина» 12-летней выдержки, обновить логоблок всей линейки, а также создание новой дизайн-концепции формообразования «Старейшина» 5-ти летней выдержки. При создании образа коньяка «Старейшина» 12-летний необходимо было донести до потребителя основные ценности нового продукта: качество (коньяк изготовлен из лучших виноградных спиртов Испании) и великолепный вкус, достигаемый за счёт гармоничного купажа, крепости и многолетней выдержки спиртов. Помимо этого, новый дизайн должен был передать философию бренда: «Старейшина» как носитель мудрости и философского взгляда на мир.
В основу формообразования нового коньяка лег символ гармонии и равновесия – пирамида из камней. Создание пирамид из камней, подобно перебиранию чёток, - это способ достичь умиротворения и внутренней гармонии, настроить своё сознание на философское размышление. Пирамида расскажет о том, что в то время как внешняя гармония зыбка, качество коньяка – стабильно и прочно. Форма представляет собой арт-объект, который должен действовать на потребителя на подсознательном уровне.
Обновлённый логоблок линейки отражает суть бренда и его названия и представляет собой образ старца, заключённый в абрис гор (традиционную метафору тибетской мудрости). При взгляде на логотип издалека замечаешь лишь горные вершины, при ближайшем рассмотрении вырисовывается и лик старца. Данная оптическая иллюзия выражает сущность бренда – загадочность, метафоричность, философский характер.
Бренд: «Aqua Minerale». Клиент: «PEPSICO».
Проект: Расширение линейки бренда Aqua Minerale. Разработка визуального образа брендов Aqua Minerale Active и Aqua Minerale Beauty: разработка общего стилистического решения, дизайна формообразования и этикета
www.pepsico.ru, www.pepsico.com
Количество игроков-участников на российском рынке питьевой воды продолжает расти, что обуславливает рост всей отрасли в целом. Компания Pepsi, чья марка Aqua Minerale является лидером данного рынка, приняла решение о завоевании новых позиций за счет расширения линейки бренда Aqua Minerale.
Для этого было принято решение о разработке новых брендов Aqua Minerale Active и Aqua Minerale Beauty. Причем, отстройка от конкурентов в данном случае происходила за счет не столько эмоциональных (что довольно характерно для подобных продуктов), сколько рациональных свойств бренда.
Задача: Разработка дизайн концепции бренда Aqua Minerale Active.
Задачей нашего агентства было разработать дизайн-концепцию и оригинальное формообразование пластиковой бутылки инновационного продукта (вода с вкусовыми добавками), отражающих предпочтения целевой аудитории - молодых людей, ведущих активный образ жизни и уделяющих особое внимание своему здоровью.
Решение: В основу стилистического решения формообразования бутылки и дизайн-концепции упаковки была положена тема активного образа жизни. Дизайн-концепция этикета отражает эту идею с помощью элементов, предающих динамику движения: всплеска воды, ярких, динамичных шрифтов.
Спортивный характер бренда был передан посредством эргономичного формообразования бутылки, экспрессивных элементов формы дизайна и обильного дебоссинга. Специально для бренда Aqua Minerale Active была разработана крышка, уникальная в данной товарной категории, и характерная для спортивных напитков.
Разработка дизайна формообразования ПЭТ бутылки, создание предварительной 3D (трехмерной) CAD модели под производство формокомплектов.
Разработка формообразования прошла несколько обязательных этапов. Этап создания идеи, показанной в эскизах, сопровождался разработкой трёхмерной модели под производство. Модель представляет собой объёмную скульптуру, выполненную в CAD программах. Работа в подобных программах автоматизированного проектирования позволяет использовать межплатформенные форматы файлов, считываемые (открывающиеся) у конструкторского бюро завода-изготовителя, делающего формокомплект.
Разработка габаритных предварительных чертежей, производство объемного муляжа из полимерного материала, Арт-директоринг (контроль отладки первых ПЭТ бутылок с производства пилотного формокомплекта, контроль печати этикета)
Разработка предварительных чертежей проводилась специалистами агентства с учетом технических характеристик линии розлива, газ и негаз дна, стандартного венчика, места под этикетку, и допуски на смещение аппарата. На этом этапе агентство максимально плотно взаимодействовало с конструкторами, контролировало изменения, вносимые заводом на предмет их соответствия эстетике дизайнерского решения.
Следующим важным этапом создания и подготовки формы к производству являлось производство муляжа упаковки из полимерных материалов. Муляж позволил ощутить визуальное восприятие формы, понять пластику формы скульптуры, ещё раз провести контроль размеров как формы, так и места под нанесение этикета.
Этап создания пилотного образца проходил в плотном взаимодействии арт-директоров агентства, клиента и технологов стекольного завода. Были произведены последние коррекции формы, учитывающие малейшие нюансы особенностей технологического процесса производства. Полученный пилотный образец позволил насладиться переливами стекла, а также проконтролировать рельеф, текстурирование брендируемой бутылку надписи - Active.
Результатом проделанных работ стала оригинальная ПЭТ-бутылка, сочетающая эргономичность и высокую функциональность, стильная и современная. Формообразование бутылки и дизайн-концепция в дуэте коммуницируют элегантность, динамику активного движения и удобство в использовании. Бутылка Aqua Minerale Active станет отличным спутником в тренажерном зале, на пробежке, велосипедной или роликовой прогулке, и т.д.
Эта работа была высоко оценена специалистами: она стала победителем конкурсов "ПРОФИ" в номинации "Дизайн упаковки", и "ПродЭкстраПак", который проводится в рамках ежегодной международной выставки "ПРОДЭКСПО".
Бренд: «Сибирская Корона». Клиент: «SanInBev».
Проект: Разработка нового формообразования и рестайлинг дизайн концепции упаковки бренда пива.
Так как пиво «Сибирская Корона» предназначено для прагматичных патриотов с достатком – для тех, кто при хорошем качестве продукта предпочтёт российский бренд иностранному, компания СанИнБев поставило перед агентством задачу усилить премиальность и «патриотичность» давно существующего на рынке бренда, работая в рамках декоративной стилистики царской России конца 19 начала 20 веков.
В основу нового дизайна бутылки легла форма колонны или короны. Стекло украшено декоративными орнаментами, фризами, выведенными эмбоссингом у основания и горлышка бутылки. Обновлённый дизайн соответствует образу бренда, заданного рекламными роликами, рассказывающими о жизни высшего общества рубежа веков.
Бренд: «Императорская коллекция Faberge Art's». Клиент: «SDS».
Проект: Разработка формообразования стекла и дизайн-концепции упаковки премиального бренда водки Императорская коллекция Faberge Art's в рамках комплексного проекта по созданию позиционирования и айдентики бренда, разработки креативной концепции рекламной кампании, дизайн-концепции выставочных стендов.
Так как органолептические свойства водки среднего и премиального ценовых сегментов во многом схожи, а основное различие между этими категориями, оказывающее влияние на ценовую принадлежность, заключается в нематериальных ценностях, заложенных в бренде, то для создания успешного бренда требовалось придать ему действительно уникальные и неповторимые преимущества эмоционального характера.
В основу проекта легла концепция: «традиции русского высшего общества». В качестве визуального образа были использованы темы работ Карла Фаберже, как символа наивысшего проявления вкуса, пика ювелирного искусства и символа непреходящей исторической ценности.
Концепция была реализована в двух направлениях: подарочный набор в эксклюзивном исполнении и традиционная бутылка. Идея эксклюзивного подарка решена в лучших традициях ювелирного дома Фаберже: футляр подарочного набора в форме пасхального яйца имеет изящное исполнение, он украшен массой тонких декоративных элементов и символов царской геральдики. Внутри него находится графин с напитком и четырьмя рюмками. За счет высочайшего качества исполнения набор имеет успех в качестве подарка для представителей современной элиты. Подарочный набор работает как в качестве самостоятельной единицы, так и в качестве элемента продвижения массового продукта.
Бутылка «Императорская коллекция» является как частью набора – картриджем для графина, так и автономной единицей, которая может продаваться отдельно. Рельеф стекла имеет общие художественные элементы с набором. Благодаря такому стилевому единству продукты воспринимаются как серия и способствуют продвижению друг друга.
Разработка формообразования бутылки прошла несколько обязательных этапов. Этап создания идеи, показанной в эскизах, сопровождался разработкой трёхмерной модели под производство. Модель представляет собой объёмную скульптуру, выполненную в CAD программах. Работа в подобных программах автоматизированного проектирования позволяет использовать межплатформенные форматы файлов, понятные заводу-изготовителю, делающему формокомплект.
При помощи автоматического обмеривания модели был также произведён эскизный чертеж, который был направлен на адаптацию требованиям сопромата и технологий в конструкторское бюро завода. На этом этапе агентство максимально плотно взаимодействовало с конструкторами, контролировало изменения, вносимые заводом на предмет их соответствия эстетике дизайнерского решения.
Следующим важным этапом создания и подготовки формы к производству являлось производство муляжа упаковки из полимерных материалов. Муляж позволил ощутить визуальное восприятие формы, понять красоту скульптуры, ещё раз провести контроль размеров, как формы, так и этикета.
Этап создания пилотного образца проходил в плотном взаимодействии арт-директоров агентства, клиента и технологов стекольного завода. Были произведены последние коррекции формы, учитывающие малейшие нюансы особенностей технологического процесса производства. Полученный пилотный образец позволил насладиться переливами стекла, а также проконтролировать качество деколя. Первые экземпляры готовой бутылки были проверены агентством на предмет качества сбора этикета, исполнения декоративных деталей, нанесения дизайна на крышку и стенки.
Бренд: «Болор». Клиент: «Компания AПУ».
Проект: Рестайлинг дизайн-концепции премиального бренда монгольской водки «Болор»: разработка нового формообразования, рестайлинг дизайн-концепции упаковки. Разработка креативной идеи рекламной кампании, создание рекламных плакатов.
Водка Болор известна монгольскому покупателю с советских времён в статусе премиального продукта, который был традиционным элементом, как семейного застолья, так и официальных правительственных приёмов. Сегодня деньги и статус – привилегия не только старшего поколения партработников, деньги - за активной бизнес молодёжью. Устаревший, исторический дизайн премиала (бренд был создан в честь запуска спутника и содержал его изображение на упаковке) не привлекает такую аудиторию. Поэтому непростой задачей агентства стало переориентация бренда на молодёжную аудиторию, а также объединение в коммуникациях понятий Традиционно-качественный, Премиальный и Современный.
Идея нового визуального образа водки «Болор» была почерпнута из этимологии названия бренда: «болор» по-монгольски значит «кристалл». Был создан сложный сосуд тяжёлого стекла с толстым дном в форме ограненного сверкающего кристалла или кусочка льда. Апелляция ко льду говорит о статусе напитка, так как согласно маркетинговым исследованиям, использование визуальных образов льда в рекламе характерно для продуктов сегмента премиум.
Преобладающий цвет бренда – синий – также выбран не случайно. Для монголов он имеет сакральный смысл: монголы с древности чтят культ Вечного Синего Неба, а синяя лента «хадага» – известный талисман и знак уважения, часто используемый в рекламе.
Разработка формообразования прошла несколько обязательных этапов. Этап создания идеи, показанной в эскизах, сопровождался разработкой трёхмерной модели под производство. Модель представляет собой объёмную скульптуру, выполненную в CAD программах. Работа в подобных программах автоматизированного проектирования позволяет использовать межплатформенные форматы файлов, понятные заводу-изготовителю, делающему формокомплект.
При помощи автоматического обмеривания модели был также произведён эскизный чертеж, который был направлен на адаптацию требованиям сопромата и технологий в конструкторское бюро завода. На этом этапе агентство максимально плотно взаимодействовало с конструкторами, контролировало изменения, вносимые заводом на предмет их соответствия эстетике дизайнерского решения.
Следующим важным этапом создания и подготовки формы к производству являлось производство муляжа упаковки из полимерных материалов. Муляж позволил ощутить визуальное восприятие формы, понять красоту скульптуры, ещё раз провести контроль, размеров как формы, так и этикета.
Этап создания пилотного образца проходил в плотном взаимодействии арт-директоров агентства, клиента и технологов стекольного завода. Были произведены последние коррекции формы, учитывающие малейшие нюансы особенностей технологического процесса производства. Полученный пилотный образец позволил насладиться переливами стекла, а также проконтролировать качество деколя. Первые экземпляры готовой бутылки были проверены агентством на предмет качества сбора этикета, исполнения декоративных деталей, нанесения дизайна на крышку.