Быстрое содержание:
Работа брендингового агентства, такая простая на первый взгляд и такая сложная, по сути. Сущность деятельности брендингового агентства заключается в понятии брендинг, трактовка которого кажется не должна вызывать затруднений не только у профессионалов рынка, но даже у простых обывателей. Брендинг – процесс создания бренда или брендирование товара, таким образом,брендинговое агентство выступает в роли создателя бренда. Но давайте рассмотрим подробнее, что представляет собой создание бренда и в чем заключается роль брендингового агентства в этом процессе. С технической точки зрения брендинговое агентство выполняет ряд работ по созданию уникального, отличительного образа товара или услуги, осуществляет разработку позиционирования бренда – его идеологической платформы, названия, с последующей его регистрацией в Федеральном институте промышленной собственности (ФИПС), создание логотипа и фирменного стиля, упаковки и рекламных материалов. Но зачастую даже прохождение через все эти этапы не гарантирует, что торговая марка станет брендом.
Все дело в том, что работа брендингового агентства не заканчивается на этапе материализации торговой марки, когда созданы все ее визуальные и вербальные атрибуты и продукт готов появиться на рынке. По сути это только начало работы брендингового агентства как компании бренд-мейкера, поскольку основная его задача заключается в превращении торговой марки в бренд, и здесь хочется сказать несколько слов о различиях этих понятий. Зачастую понятие «бренд» трактуется именно как «торговая марка», отчасти это верно, поскольку прежде чем создать бренд, брендинговое агентство должно создать торговую марку, обладающую достаточным потенциалом, чтобы в дальнейшем трансформироваться в бренд. Но брендом может являться и товар, услуга или даже человек, не охраняемый с точки зрения патентного права, не зарегистрированный как «торговая марка», и даже вообще не имеющий специальной юридической защиты.
Бренд – понятие не юридическое, а маркетинговое, а, следовательно, не всегда и далеко не в любом контексте можно поставить знак абсолютного равенства между понятиями «бренд» и «торговая марка». Говоря простым языком, торговая марка становится брендом, если у неё есть предложение, благодаря которому потребитель отличает её от конкурентов, когда потребители готовы платить деньги за уникальный образ, который олицетворяет некий бренд. Создание такого уникального, узнаваемого и востребованного образа – это задача, которую должно решать профессиональное брендинговое агентство.
Конечный успех бренда у потребителей зависит от того насколько успешной была технология его создания, от того насколько профессиональным было брендинговое агенство. Прежде всего, необходимо правильное позиционирование нового продукта. Причем делать ставку исключительно на УТП представляется нецелесообразным. Уникальность нового товара сама по себе не дает никаких гарантий, потому что в современных рыночных условиях любую технологию можно повторить, внешний вид продукта – скопировать или предложить аналогичную услугу. Приобретая новый продукт, потребитель тем самым стремиться решить какую-то свою проблему. Позиционирование – это процесс создания некой позиции бренда в мозгу потребителя, в его внутреннем мире, и ориентироваться только на базовые человеческие потребности ни в коем случае нельзя. Правильный вектор – ориентация на ключевые ценности целевой аудитории, причем, чем меньше этих ценностей изначально закладывается в бренд, тем эффективнее и проще коммуникация. Идеальный вариант: один бренд – одна ценность, но при этом ценность должна быть по возможности уникальной.
Позиционирование должно осуществляться таким образом, чтобы потребитель, приобретая товар, не задумывался, почему именно он это делает. Грамотно сформулированное позиционирование – это аргумент, при помощи которого потребитель объясняет свой выбор себе и окружающим. Разработка такого позиционирования – задача, которую должно решать профессиональное брендинговое агентство.
На этапе формирования позиционирование должно быть направлено на выработку той основной идеи, носителем которой будет являться бренд. Эта идея должна в равной степени быть наполнена эмоциональным и рациональным содержанием, потому что позиционирование – это, прежде всего, логичность. Свойства выводимого на рынок товара должны соответствовать позиционированию бренда, иначе возникает разночтение между посланием и сущностью марки. Реакция потребителей на такого рода разночтения вполне предсказуема. Новый бренд должен вызывать однозначную реакцию. И здесь активно задействуется инструмент исследований.
Сбор и анализ данных, который проводит брендинговое агентство, осуществляется через призму брендинга, именно поэтому он намного более эффективен, нежели обычные методики, предлагаемые компаниями, проводящими социологические исследования. Результаты оцениваются не как некие абстрактные величины, а как непосредственные ценностные ориентиры целевой аудитории. Именно на этом этапе определяется идеология бренда, формируется идея-ядро, вокруг которой собирается образ будущей марки. Этот этап в особенности важен, когда речь идет о выводе на рынок новых брендов, разработку которых необходимо вести с нуля.
Следующие этапы в работе брендингового агентства – это нейминг и создание визуального образа нового продукта. Однако позиционирование и его материализация в нейминге и дизайне – только первые шаги в работе брендингового агентства. Дальнейшей логичной ступенькой должна стать выработка общей коммуникативной стратегии продвижения. Нужно выделить оптимальные способы коммуникации основной идеи бренда и разработать общую стратегию сопровождения новой марки. Эта стратегия призвана обеспечивать успешный вывод нового бренда на рынок. При этом каждая ее составляющая должна являться гармоничной частью единого послания – ключевой идеи, ядра бренда. Идея коммуникации должна, в первую очередь, служить носителем ценностного ядра бренда, а во вторую, должна быть созвучна актуальным тенденциям восприятия потребителей. Иными словами, она должна отражать, каким образом новое воплощение базовой глубинной ценности решает насущную современную проблему потребителя.