Быстрое содержание:
Marketing agency – новый термин, который пришел к нам не так давно, еще несколько лет назад российские компании в основной массе своей не задумывались о том, что такое мarketing agency и зачем могут потребоваться его услуги. Давайте разберемся, что представляет из себя формат мarketing agency в реалиях отечественного рынка и чем он может быть полезен российским компаниям.
Marketing agency или, по-русски говоря, маркетинговое агентство – это та компания или компании, которые способны взять на себя заботу обо всех процессах связанных с маркетингом внутри компании – заказчика. Как мы уже сказали, эти функции может взять на себя одна крупная компания, к примеру, коммуникационное агентство, способное обеспечить полный комплекс маркетинговых услуг или это может быть несколько компаний, все зависит от конкретных целей и задач клиента. Marketing agency – это та компания, которой можно поручить работу, связанную со стратегическим маркетинговым планированием и всеми сопутствующими процессами.
До сих пор во многих российских компаниях не принято отдавать маркетинг в чужие руки. На сегодняшний день количество компаний предпочитающих организовывать полный цикл работ в области маркетинга in house по-прежнему велико. Формат привлечения marketing agency для выполнения работ в области маркетинга пугает менеджмент многих российских компаний, более того заметно сократившиеся во время кризиса департаменты маркетинга внутри компаний сегодня снова наращивают объемы.
Тем не менее есть и компании новаторы, которым формат мarketing agency пришелся по вкусу, и они уже успели оценить все его преимущества. Выбор в пользу мarketing agency может быть оправдан по нескольким причинам: во-первых, если функции маркетинга внутри компании по тем или иным причинам выполнять некому, во-вторых, это может быть одним их средств снижения затрат компании на содержание штата специалистов в области маркетинга, в-третьих, это может быть средством повышения эффективности деятельности компании за счет привлечения высококлассных специалистов. Кроме того, привлечение мarketing agency может быть вызвано тем, что высокая загрузка менеджеров отдела маркетинга внутри компании не позволяет решать вопросы связанные со стратегией компании и ее брендов на должном уровне. Также очень часто выбор в пользу мarketing agency обусловлен негативным опытом попыток самостоятельного решения маркетинговых задач компании и как следствие понимание необходимости привлечения сторонней экспертизы. В этом случае возможность командной работы, сочетание различных экспертиз сотрудников внутри компании и сторонних специалистов позволяет достичь наилучшего результата и найти оптимальное решение с точки зрения развития бизнеса.
Функционал профессионального мarketing agency довольно широк, в первую очередь речь идет о предоставлении таких услуг как проведение аудита деятельности компании, внутреннего и внешнего, аудит портфеля брендов компании, его эффективности, оценка рынка, конкурентов, потребителей и т.д. Поиск ответов на все эти вопросы, выводы и аналитика могут строиться как на основе экспертного мнения специалистов мarketing agency, так и требовать проведения специализированных исследований. Зачастую мarketing agency может выполнять работы по созданию стратегии развития компании и ее брендов, давать рекомендации по выводу новых продуктов и осуществлять комплексную разработку новых брендов, начиная от стратегии позиционирования и атрибутов бренда и заканчивая проведением и оценкой эффективности рекламной кампании.
Не стоит полагаться на мarketing agency как на некого волшебника, который сможет придти со стороны и разом решить все наболевшие вопросы внутри компании. Даже самый профессиональный подрядчик в области маркетинга требует четко поставленных задач и объективной оценки проделанной работы. Ведь зачастую конечный результат работ не зависит от той компании, которая осуществляла первичное стратегическое планирование. Подобные ситуации возникают в том случае, когда в качестве подрядчиков привлекаются несколько компаний, к примеру, одна разрабатывает стратегию развития компании и портфель брендов, другая осуществляет разработку позиционирования конкретной торговой марки, третья разрабатывает ее атрибуты – название, логотип, упаковку, а четвертая планирует и реализовывает рекламную кампанию. Такое количество подрядчиков даже при условии четкого координирования со стороны заказчика, слаженности работы всех подразделений этих компаний, соблюдении всех сроков и т.д., вряд ли приведет к успешному результату. Здесь всему виною человеческий фактор, каждая компания – подрядчик имеет свой штат специалистов, свою систему управления, ведения проектов и т.д. Каждый сотрудник внутри каждой компании обладает собственным мнением и видением ситуации, поэтому риск возникновения какофонии при разработке очень велик. В конечном итоге бренд не будет восприниматься как нечто целое, возникнет диссонанс между различными компонентами бренда, что в свою очередь негативно скажется на объеме продаж.
Идеальное мarketing agency – это та компания, которая по возможности может удовлетворить все потребности заказчика на определенный промежуток времени, к примеру на год, осуществляя при этом разработку и реализацию стратегии самостоятельно, таким образом возможно сделать систему взаимодействия заказчик – агентство максимально простой, четкой и эффективной, позволяющей добиться оптимального результата и провести его объективную оценку.