Бренд-айдентика
Бренд-айдентика пожалуй играет ведущую роль в формировании имиджа бренда, ведь айдентика бренда – это все то что мы видим каждый день на вывесках и полках магазинов, на улицах города и по телевидению, все то с чем мы ассоциируем бренд, представляя его образ в своем воображении. Система фирменной идентификации или иными словами система бренд айдентики – это все внешние атрибуты торговой марки, с которыми сталкиваются потребители или партнеры компании, это главная отличительная черта, уникальное «лицо» бренда.
Формирование эффективной системы бренд-айдентики – это создание эффективного маркетингового инструмента, который поможет добиться определенного представления о бренде в сознании целевой аудитории. Именно поэтому, грамотная работа по созданию системы бренд-айдентики всегда начинается с разработки идеологии бренда – концепции позиционирования. Это крайне важно, поскольку работу по формированию внешнего облика бренда нельзя начинать без знания и понимания самой сути марки, её отличительных характеристик и ценностей, основного обещания потребителям, миссии и легенды бренда. Именно концепция позиционирования является основой той уникальности, которая в конечном итоге и определяет, почему бренд выглядит так, а не иначе.
Система бренд-айдентики включает в себя огромное количество элементов тесно связанных между собой. Один из ключевых элементов этой системы – логотип бренда. Без логотипа фактически невозможно продвижение на рынке, ведь логотип компании должен присутствовать везде: на визитках, бланках, конвертах, на упаковке продукции, рекламных материалах и т.д. Логотип бренда, как правило, состоит из уникального шрифтового решения в сочетании с айконом – смысловым графическим изображением, отражающим суть идеологии бренда. Таким образом, очевидно, что без позиционирования невозможно создание логотипа, поскольку именно идеология бренда определяет то шрифтовое решение, которое будет использовано в логотипе и тот ключевой смысл, который будет отражен в айконе. Основная задача логотипа довольно проста – это облегчение узнаваемости и запоминаемости бренда. Потребители могут забыть название, но хороший логотип или связанный с ним образ просто обязан остаться в их памяти надолго.
Логотип в свою очередь является централизующим звеном фирменного стиля бренда. Именно с создания логотипа начинается разработка фирменного стиля бренда. Фирменный стиль представляет собой единую систему принципов оформления, цветовых сочетаний и образов для всех форм и способов коммуникации бренда: в рекламе (на телевидении, на радио, в прессе), деловой документации (бланки, визитки, конверты), оформлении офиса, упаковки продукции и т.д. К примеру, если видеоролик создается без учета фирменного стиля бренда, то потребитель не ассоциирует рекламу с тем продуктом, который он видит в магазине, следовательно эффект от такой рекламы будет нулевым. Применение единой совокупности графических, цветовых, пластических и т.д. приемов, позволяет достичь единства оформления всех коммуникаций бренда, что в свою очередь способствует формированию целостного образа торговой марки в глазах целевой аудитории.
Дизайн-концепция упаковки, в том числе дизайн формообразования также являются немаловажными элементами системы бренд-айднетики. Упаковка – это главный носитель символики бренда - логотипа. Кроме того, упаковка – главный способ выделения бренда среди конкурентов. Этой цели служит идеологическая зона упаковки, именно эта зона отвечает за трансляцию нематериальной составляющей бренда, заложенной в концепции позиционирования. Грамотно созданный логотип в сочетании с проработанной идеологической зоной позволяют сформировать оригинальный образ бренда, обеспечивающий его четкую идентификацию в конкурентном ряду и в сознании целевой аудитории. Упаковка – важный рекламный носитель. Более того для многих типов товаров упаковка является основным коммуникационным носителем, разработке которого необходимо уделять повышенное внимание.
Роль бренд-айдентики в ритейле особенно важна, именно поэтому оформление торговой точки – это, как правило, одна из сложнейших задач в рамках разработки системы бренд-айднетики. Ведь дизайн торговой точки должен не только являться отражением позиционирования бренда, средством коммуникации с потребителем, но и обладать рядом дополнительных характеристик, способствующих совершению покупки потребителем. Сам магазин, его интерьерное и экстерьерное оформление, организация торгового пространства, промо-форма персонала и т.д., все эти составляющие элементы должны работать в комплексе и способствовать совершению продажи, эффективность работы все этих элементов зависит от того насколько грамотно была осуществлена их разработка. Только дизайн магазина, который был разработан с учетом всех маркетинговых нюансов, будет «работать на продажи», в то время как просто красивое оформление торговой точки в лучшем случае не помешает совершению покупки.
Но даже когда разработка всех элементов бренд-айднетики завершена, работа по созданию целостной эффективно работающей системы фирменной идентификации далеко еще не закончена. Финальным этапом разработки должно стать создание бренд-бука. Качественный бренд-бук - необходимая вещь для компании, которая планирует создать сильный «долгоиграющий» бренд. Говоря простым языком бренд-бук - это подробная зачастую пошаговая инструкция по применению на практике всех разработанных элементов бренд-айдентики. В первую очередь бренд-бук создается для упрощения работы с системой бренд-айдентики сотрудников компании, кроме того бренд-бук должен стать настольной книгой для всех подрядчиков, работающих с брендом: рекламных агентств, типографий и т.д..
Говоря о построении системы айдентики и ее важной роли в судьбе бренда стоит отметить, что эта система должна быть единой и по возможности постоянной, то есть срок жизни основных визуальных констант бренда может не меняться на протяжении десятков лет. В то же время эта система должна оставаться живой и динамичной, изменяться в соответствии с изменениями стилистических трендов, восприятия потребителей, рыночными тенденциями и т.д. Однако очень важен и тот факт, что разработка и все изменения системы бренд-айдентики должны осуществляться экспертами и профессионалами, чей опыт будет залогом корректности и обоснованности всех решений.